Не у всех такие же честные намерения, как у тебя

Каково было мое удивление, когда после выполнения те­стовых заданий потенциаль­ный заказчик пропадал на­всегда. В силу своего синдро­ма отличницы я брала «все грехи» на себя, думая, что мое задание было выполнено плохо и, разумеется, не подо­шло, раз мне даже не удосу­жились ответить. Так продол­жалось неоднократно, пока я не заметила свои опублико­ванные тексты тестового за­дания у компании, которая занимается обучением масте­ров по наращиванию ресниц. Даже мою случайную опечат­ку в тексте оставили. А затем увидела все свои предложен­ные идеи для «Инстаграма» в другой компании — их реали­зовали, но без моего участия. Увы. Порядочность не для всех составляющая успешного ве­дения бизнеса, и к этому нуж­но быть готовым.

факт 2. Проверь себя на ответственность и собранность

Даже при своем синдроме от­личницы не могу отрицать периоды в жизни, когда от дел сознательно отлыниваешь. Усталость или безалабер­ность — каждый расценит это по-своему. Лень, товарищи, это называется! Но, пообщав­шись с очень даже успешны­ми фрилансерами, для кото­рых тайм-менеджмент не про­сто звук, я осознала, что этот мелкий грешок живет в каж­дом в той или иной степени.

И вот однажды этот мелкий грешок меня начал подво­дить. В момент, когда нужно собраться и прикончить уже какое-то задание, рука сама тянется за третьей чашечкой чая, а голова все чаще тянет­ся к подушке, а душа тянется на улицу, ведь такая прекрас­ная погодка за окном! Да-да, такое родное комфортное ра­бочее место дома иногда мо­жет играть против тебя и сро­ков работ, которые тебе по­ставлены. Когда окончатель­но не получалось собраться, я брала ноутбук и бежала в бли­жайшее кафе. Это еще одна пресловутая картинка-мечта, пришедшая к нам из сериа­ла «Секс в большом городе», где главная героиня сидела в «Старбакс» и писала свои статьи в атмосфере романти­ки Манхэттена. Но сидя даже в самом уютном кафе при должной концентрации на ра­боте, ты не заметишь ни того, что происходит вокруг, ни вкуса чашечки кофе. Идеаль­ным местом для меня стали коворкинг-пространства, где люди вокруг сидят и работа­ют, каждый над своим про­ектом. Общая атмосфера за­нятости и сосредоточенности помогает собраться и тебе. Жаль, что таких мест пока очень мало.

Кстати, стоит сказать о еще одном подводном камешке домашнего рабочего места — отсутствие живого общения. Для многих этот момент бу­дет сильным плюсом, все за­висит от темперамента чело­века. Но для меня, например, оказалось немаловажным хорошо выглядеть и, жела­тельно, чтобы это подмечали еще и окружающие. Однаж­ды у меня появилась возмож­ность целых два месяца не по­казываться в офисе: во время ремонта нас всех отправили работать домой. Первую не­делю я искренне радовалась возможности присесть за ра­бочий стол в пижамке. Но за­тем отношение к домаш­ней работе изменилось, сум­ки и новые туфли прозябали, и дни до возвращения в офис мы отсчитывали всем коллек­тивом. Вот так, свобода пре­вратилась в заточение. Это я про необходимость социаль­ного общения.

факт з. Деньги к деньгам

Все мои знакомые делятся ровно пополам. Одни счита­ют, что фрилансеры зарабаты­вают уйму денег (раза в 3 по­больше офисных мышек), вто­рая же половина уверена, что все это масса голодранцев, теряющих не только время, но и ценный стаж и, кстати, пенсию. На этот счет у меня сложилось устойчивое мне­ние. Фрилансер не столько хороший исполнитель, сколь­ко еще и предприниматель. Необходимо трезво оценить собственную готовность пред­лагать свои услуги и получать вежливый (а порой и нет) от­каз. Ведь любое предложение потенциальному работодателю-заказчику — это коммерче­ское предложение. Необходи­мо не просто выявить потреб­ность платежеспособной сто­роны, но и убедить ее в твоей необходимости и компетент­ности. Многие прекрасные специалисты, которые в сто раз ответственнее и профес­сиональнее, уступают другим на просторах фриланса, по­скольку в них просто-напро­сто природой не заложена коммерческая жилка и уме­ние себя продать. И кстати, продав свои услуги в один проект, нужно быть всегда го­товым продавать себя и даль­ше, другим компаниям, по­скольку гарантий вечного со­трудничества никто не даст. Вот так, бери потом кредиты!

Еще один подводный ка­мень денежной стороны — со­отношение загрузки и полу­чаемого гонорара. Считать, что крупные проекты требуют большой загрузки, а мелкие — нет, ошибочно. По своему опы­ту хочу отметить, что любой проект будет требовать от тебя максимума усилий, инициатив и исполнительности. Неболь­шие компании, частные пред­приниматели, как правило, имеют небольшие финансовые возможности и при первой встрече могут извиняющим­ся тоном подметить, что да, они предлагают небольшую зарплату, но и занятость бу­дет весьма посильной. Но ког­да наступает день «расплаты», они могут подкинуть другие, более существенные задачи, поставить неоговоренные ра­нее цели, считая, что уже один факт перечисления денег дает им право на закручивание гаек потуже.

факт 4. Кто тут начальник?

Главный вопрос, который рождает массу иллюзий. Ухо­дя на фриланс, мы часто хо­тим оградить себя от само­дурства вредного началь­ства, лишних трат времени и необоснованных требова­ний. Но игра в «сам себе на­чальник» имеет место только в случае ведения собствен­ного бизнеса, да и то не всег­да. Неважно, один или не­сколько проектов, за каждым из них стоит заказчик, кото­рый имеет четкое (а иногда и не очень) представление о финальном результате, кото­рый ожидается от фрилансе­ра-исполнителя. И здесь мо­гут возникнуть несостыковки вкуса, понимания процесса и целесообразности тех или иных действий. Много раз я слышала жалобы своих кол- лег-дизайнеров, которые вер­стают для заказчиков макеты, о том, что на той стороне бар­рикад стоит личность, у кото­рой нет ни вкуса, ни должной компетенции. И с этим, това­рищи, нужно жить каждый день. Это очень частая практика: тебя про­сят переделать дизайн открытки, потому что она «не очень праздничная», переписать текст, потому что он «не раскрывает идею про­екта до конца», не выклады­вать в ленту «Инстаграма» фотографии со «слишком ра­достными лицами моделей». Да-да, это все реальность, с которой я столкнулась не еди­ножды. В таких случаях фри­лансер должен быть еще и в какой-то степени психологом, чтобы понять природу свое­го заказчика, доформулиро­вать за него постановку зада­чи, предвидеть его реакцию на то или иное предложение да и просто не ответить ему в грубой форме на его десятое пожелание изменить ход про­екта. Для меня в работе са­мое ненавистное — переделы­вать свою работу. Этот про­цесс деструктурирует меня, дезориентирует и вдобавок демотивирует. И только опыт в работе и коммуникациях с начальством разного форма­та дает мне способность пере­жить, переступить и пойти дальше. Все это к вопросу о том, кто же все-таки началь­ник, ты или заказчик. Думаю, что ответ очевиден. Зачастую практически всегда тот, кто платит тебе, тот и заказывает музыку.

Так что сказать о фрилансе? Чем же он наполнен в боль­шей степени — тяготами или прелестями? Не попробовав, не узнаешь. Не стоит слепо верить ленте соцсетей, меч­тать о том, чего не понимаешь до конца. Профессиональная жизнь и твоя состоятельность в ней имеют огромное влия­ние на самооценку и уровень запаса энергии. Конечно, про­екты все разные, условия уча­стия в них тоже, но подводные камешки есть всегда, и лучше подготовить и настроить себя заранее. Ведь хуже всего — ра­зочароваться в принятом ре­шении. А разочарование — это всего лишь несоответствие ожиданий и реальности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *