Искусство для многих

По-моему, искусство для многих наших современников — это идеальная возможность напомнить самим себе о собственном существовании. Начать с того, что искусство все больше усложняется и тем самым отдаляется от зрителя, так же как сегодняшний социум все меньше считается с желаниями и интересами отдельно взятой личности. Даже самым продвинутым людям некогда заниматься расшифровкой «посланий», которые в избытке обрушивают на наши мозги бесчисленные «художники». С каждым днем искусства становится все больше и больше — не удивительно, что все оценочные критерии потеряли всякий смысл. Поэтому искусство перестало выполнять свои традиционные функции — например, воспитывать, провоцировать на великие свершения и так далее.

Не секрет, что новое поколение оценивает произведения искусства прежде всего с точки зрения их комфортности для зрения и слуха. Социально активные люди воспринимают мировое культурное наследие как безбрежный океан из цветовых пятен, текстов и звуков, откуда каждый выбирает то, что его в данный момент по той или иной причине «зацепило». Сегодня модно украшать стены не набившими оскохмину репродукциями, а тем, что доставляет удовольствие, поднимает настроение, делает интерьер стильным, а главное — помогает раскрыть и продемонстрировать вашу индивидуальность и тем самым самоутвердиться. То есть художественные произведения выполняют ту же роль, что и одежда, прическа или ювелирные украшения.

Чтобы существовать в эклектичном царстве количества, нужно обладать определенным мужеством. Ситуация избытка ставит человека перед выбором. И чем разнообразнее ассортимент, тем мучительнее приходится непрофессионалам — то есть тем, кто оказался неподготовленным к необходимости ежеминутно принимать очередное решение. К сожалению, большинство населения (в первую очередь представители старшего поколения) воспитано в устаревшей системе координат. Для слишком многих невыносима сама мысль о том, что на их глазах рушится привычная шкала ценностей. Им кажется, что без точки отсчета в виде некой «классики» или таблицы Менделеева, где все разложено по ячейкам-квадратикам, они лишатся последних ориентиров и окажутся в абсолютном хаосе. Отсюда и внезапно вспыхнувший в народе повышенный интерес к выставкам «проверенных временем» художников. На самом деле людям не так уж жизненно необходимы холсты Серова или Айвазовского. Просто с их помощью они пытаются элементарно самоутвердиться — мол, всем модным и малопонятным трендам назло буду читать Пушкина (вариант — отстою очередь на Серова).

Конечно, при виде заоблачно-астронохмических цен на произведения некоторых художников человек непосвященный может подумать, что чем больше цифра, которая стоит под выставленным на продажу холстом, тем выше его художественное значение. На самом деле это далеко не так. Проело искусство давно превратилось в такой же товар, как и все, что нас окружает. А где товар — там появляется целая команда товароведов, которые, договорившись между собой, устанавливают удобные им правила игры. Поэтому лично я нисколько не переживаю по поводу чьих-то картин из тех, что мне не по карману, а предпочитаю вешать на стены шедевры, которые мне охотно дарят знакомые художники. Благо я дружу с авторами, которых считаю настоящими гениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *