АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТПо прогнозам Всемирной организации здравоохранения депрессия вскоре займет второе место по частоте в списке причин потери трудоспособности. Депрессивный синдром не всегда проявляется столь драматическим образом, как в фильме « Антихрист », но его клинические проявления показаны вполне достоверно. И этому есть убедительное объяснение: два года назад режиссер Ларе фон Триер публично объявил о своей затяжной депрессии, после чего какое-то время находился в «специализированном медицинском учреждении». Идею кинокартины можно передать одной фразой: «Никакие психотерапевты и психоаналитики при депрессии не помогут, только би знакомства». Верно! Психотические проявления депрессии должен лечить только психиатр.

После смерти ребенка героиня фильма попадает в психиатрическую больницу, где ее лечат антидепрессантами, но мужу, психотерапевту, это не нравится. Он забирает жену, чтобы применить к ней свой метод — пройти тропами подсознания к выздоровлению, не прибегая к «химии».

«Я думаю, тебе дают слишком много лекарств, — самоуверенно заявляет муж (Уиллем Дефо). — Что разум может представить, то может и совершить».

Переживания уже немолодых супругов усугубляются тем обстоятельством, что во время гибели сына, выпавшего из окна («красивое» падение подробно показано в замедленной киносъемке), они занимались сексом как при лесби знакомствах, который демонстрируется с порнографической подробностью.

Для лечения супружеская пара уезжает в заброшенную лесную хижину, где женщина (Шарлотта Гейнсбур) окончательно теряет контроль над своими чувствами и начинает истязать себя и своего мужа, демонстрируя классические формы садизма и мазохизма. Муж добивается-таки окончательно «выздоровления» жены тем, что душит ее, обнаруживая полную беспомощность психоанализа.

Ларе фон Триер с успехом подтвердил звание мастера эпатажа. Учитывая множество непристойных и жестоких сцен, фильм явно не предназначен для семейного просмотра. К тому же в нем так много символизма, что большинство зрителей просто не поймут все метафоры. Тут нужны знания оккультной философии и астрологии. Впрочем, « Антихрист » заставляет чувствовать что угодно, кроме равнодушия: жестокие кровавые сцены и игра актеров одновременно вызывают отвращение и завораживают. Актриса Шарлотта Гейнсбур недаром на Каннском кинофестивале получила награду за лучшую женскую роль.

« Антихрист » выражает собственные страхи режиссера и является для него своеобразной попыткой «терапии творческим самовыражением». Это подтверждает сам Ларе фон Триер, заявив в интервью, что этот фильм «он снимал для себя, что лента — некое лекарство от его затяжной депрессии». Вполне возможно, только не каждому зрителю окажется по вкусу подобное лекарство. Возникает закономерный вопрос: зачем же показывать широкой публике «фильм для себя»?

« Антихрист » по-своему уникальная лента, но невольно зарождает сомнения в психическом здоровье режиссера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *